Намастэ!
Для тех, кто не смог посетить встречу с игроками на фестивале "Межвежья гора", выкладываем статью "Что такое масала и как в нее играть"
читать дальшеЧто такое масала и как можно не только есть-пить, но и играть в нее
Не сомневаемся, что все наши уважаемые читатели видели хотя бы парочку индийских фильмов. Поэтому какие-то штампы вроде «они посмотрели друг на друга и замерли, и тут понабежали люди и стали вокруг них танцевать», «убитый горем герой вдруг взял и запел» и прочая все знают.
На самом деле, это очень поверхностное и – прямо скажем – дилетантское представление о предмете. Сам жанр «масала» очень разнообразный, глубокий и, как иногда говорят в ролевой среде, «играбельный». Естественно, у него есть свои законы и свои особенности, которые и отличают его от прочих жанров. Об этих особенностях и законах, а также о том, как воплотить их на полигоне, сегодня и поговорим.
1. В масале очень много всевозможных символических действий. Какие-то знаковые фразы запоминаются героями на всю жизнь. Какие-то предметы (например, украшение или шарф) получают связь с определенными моментами в прошлом и через это становятся чуть не сакральными.
Например, в сериале «Махабхарата» 2013 года ставший царем Карна покидает своих родителей-шудр, которые отказались следовать за ним в его новый дворец. Фактически они отвернулись от своего сына, чем причинили ему большое горе. Перед уходом Карна попросил мать, чтобы она своими руками надела корону ему на голову – «чтобы ее тяжесть отныне всегда напоминала мне о том, что я потерял» (имея в виду ласку отца и матери). Конечно, мать не могла отказать и, заливаясь слезами, под печальную музыку сделала это.
Другой пример оттуда же – прежде чем пустить по реке корзинку с незаконнорожденным младенцем, принцесса украсила эту корзинку лотосами. С тех пор все лотосы всегда напоминали ей об утраченном ребенке, каждый раз приводя ее в смятение. А когда она впервые увидела своего уже взрослого сына, он – конечно, не зная, кто перед ним – совершенно случайно преподнес ей – барабанная дробь – именно лотос! Чем ранил ее в самое сердце.
То же самое можно делать на игре. Прощаетесь с другом? Совершите какой-нибудь символический жест в память этого прощания или обменяйтесь безделушками. Встречаетесь с любимой? Поднесите ей подарок, например, перышко птицы, и скажите, что пение этой птицы теперь всегда будет напоминать вам только об этом свидании. И так далее. Главное – проявляйте фантазию, а повод всегда найдется.
2. Индийское кино, особенно если это не любовная драма, а какой-нибудь исторический или мифологический сюжет, подчас сложно смотреть. Потому что чем важнее и кульминационнее происходящее на экране, тем оно будет… медленнее! Решается судьба мира, герой прямо сейчас должен выиграть или проиграть, умереть или выжить – и в любом варианте у этого будут какие-то катастрофические последствия… Конечно, именно сейчас нам добрых 300 секунд будут показывать подряд крупным планом всех участников сцены, и не менее чем по три раза. А потом еще общий план. И снова крупным планом всех главных героев, а потом всех второстепенных, которых не показали в первый раз. И только потом что-то начнет происходить. Но медленно – решающий удар или явление героя, которого все ждали последние двадцать пять серий, нам покажут в замедленной, ооочень замедленной съемке.
Конечно, все хорошо в меру. Но общий принцип нам пригодится: не спешите! Если происходит что-то важное, зрелищное, особенно если оно происходит публично, не суетитесь. Говорите медленно, четко, желательно подготовленными напыщенными фразами. Совершайте действия через небольшую паузу – чтобы все успели рассмотреть и понять, что происходит. Не допускайте «базара-вокзала» с заполошными метаниями, перекрикиванием друг друга и общей свалкой. Делайте все красиво. Работайте на публику.
3. Вернемся к тем самым крупным планам. Они в индийских фильмах довольно безыдейны, обычно нам показывают лицо героя, максимум – героя по пояс. Никакой движухи, никакого сюжета, просто портрет. Но насколько же он эмоционален! Герой в это время столько всего выражает лицом и взглядом, что последовательная смена кадров с разными героями (их лицами и взглядами) создает целый сюжет. Можно вырезать эти кадры, убрать звуковую дорожку – и даже если вы не видели все остальное кино, у вас уже будет несколько версий, о чем оно.
То же и в игре. Не стесняйтесь отображать лицом и взглядом, что вы чувствуете. Гипертрофируйте эти эмоции. Устанавливайте с другими игроками контакт глазами, задерживайте на них взгляд. Пусть это будет напыщенно и театрально – для масалы это только плюс.
Всех остальных эмоций это тоже касается. Не стесняйтесь их проявлять. Уж если плакать – так с восклицаниями и оседанием на землю на ослабевших ногах. Уж если ликовать – так опять же с криками радости (не слишком торопливыми и максимально внятными), широкими жестами руками, смехом и пританцовываниями. И уж если вы кого-то любите или кому-то рады – искупайте в этой любви и радости весь мир, пусть никто не сможет не заметить этого.
4. В эпические моменты говорить надо эпически. В индийском кино очень любят метафоры.
«В куче угля и алмаз принимают за уголь»
«Мышь может сбежать, если прогрызет ловушку зубами. Бегство - достойно мыши»
«Придорожная пыль может мечтать о солнце, но ее мечты не делают солнце ближе»
«Однако солнце освещает и дворец, и лотос, и придорожную пыль. Оно никому не отдает предпочтения»
И так далее.
Что это значит на игре? Больше метафор! Еще больше метафор! И еще больше метафор. Употребляйте их к месту и не к месту – метафорами может сыпать и жрец, и царь, и мусорщик, это не связано с кастой. Придумывать метафоры сходу довольно сложно, может быть, имеет смысл подготовить хотя бы несколько удачных фраз заранее. Тем более что индийская метафора подразумевает весьма широкие толкования, как вы видите в примерах выше, и несколько удачных заготовок выручат вас в любой возможной ситуации.
При этом, конечно же, как мы уже сказали, не надо суетиться. Сделайте паузу, говорите громко, чтобы все вас услышали, четко артикулируйте. Затем сделайте паузу, чтобы все обдумали ваши слова. Будьте максимально эпичны, апеллируйте к общим концепциям мироздания – не говорите «я» и вообще поменьше говорите о своих конкретных проблемах. Сразу переходите на обобщенный философский уровень, это добавит вашему мнению значимости.
Примеры:
Неправильно: «Вы меня ущемляете только потому, что я шудра? Да я! Да вы!..»
Правильно: «Цветок лотоса для подношения господу Шиве выбирают за его красоту, а не за место, в котором он вырос»
Неправильно: «Что-то ты зазнался. Думаешь, раз выпендрился, так теперь лучше нас стал?»
Правильно: «Высокомерие уничтожает доблесть так же, как ртуть разъедает золото».
Особенно круто, если вам выкатили метафору, а вы смогли ответить метафорой в том же стиле. Например: «Да, ртуть разъедает золото. Но не железо».
5. Один момент, которому не всегда придают значение, а меж тем для масалы он крайне важен: истовое – даже не так, ИСТОВОЕ – почитание героями родителей. Особенно матерей – сыновьям и отцов – дочерям. Класть цветы к их стопам, заваливать комплиментами (без сексуального подтекста – сравнивать мать с царицей, богиней, солнцем) – и подарками, класть голову на колени, угождать.
6. Еще один способ «остановить мгновение» и сделать любой, самый обыденный момент масальным: почаще пользоваться проклятиями, клятвами и мелкими пророчествами. Желательно, конечно, чтобы момент соответствовал, проклясть человека, с которым вы не поделили половину лепешки, все-таки будет излишне. Но если вы перешли на личности и наговорили друг другу метафор – вот тогда уже можно.
«Клянусь святой любовью моей матери к своему сыну, что ни словом, ни делом не причиню вреда моему другу». «Придет день, когда мы встретимся...» (отличный вариант пророчества, вы не находите?) И так далее. Повод всегда можно найти. Для нагнетания пафоса подкрепите свое заявление каким-нибудь театральным жестом: бросьте под ноги и растопчите цветок, наглядно изломайте прутик, который вертели в руках, указуйте перстом на того, к кому обращаетесь. Главное, как и во всех предыдущих пунктах – не суетиться при этом.
Подводя итог всему сказанному, выразим четыре принципа игры в «масалу», которые стоит постоянно помнить.
– Не теряй бдительности, будь готов к пафосу. Любой момент может оказаться удачным для символа, проклятия, пророчества или клятвы.
– Красивая метафоричная речь – сокровище, доступное каждому, от царя до мусорщика. Не пренебрегай им.
– Эмоции – это не суета и крики. Выражение эмоций – процесс вдумчивый и ресурсозатратный. Не спеши, не скромничай, а, напротив, гипертрофируй, акцентируй и играй на публику.
– И главное: здесь ты герой. Да-да, не статист, не фон, а самый что ни на есть главный герой фильма. Сделай свой фильм интересным для зрителя. Не забывай работать на камеру.

читать дальшеЧто такое масала и как можно не только есть-пить, но и играть в нее
Не сомневаемся, что все наши уважаемые читатели видели хотя бы парочку индийских фильмов. Поэтому какие-то штампы вроде «они посмотрели друг на друга и замерли, и тут понабежали люди и стали вокруг них танцевать», «убитый горем герой вдруг взял и запел» и прочая все знают.
На самом деле, это очень поверхностное и – прямо скажем – дилетантское представление о предмете. Сам жанр «масала» очень разнообразный, глубокий и, как иногда говорят в ролевой среде, «играбельный». Естественно, у него есть свои законы и свои особенности, которые и отличают его от прочих жанров. Об этих особенностях и законах, а также о том, как воплотить их на полигоне, сегодня и поговорим.
1. В масале очень много всевозможных символических действий. Какие-то знаковые фразы запоминаются героями на всю жизнь. Какие-то предметы (например, украшение или шарф) получают связь с определенными моментами в прошлом и через это становятся чуть не сакральными.
Например, в сериале «Махабхарата» 2013 года ставший царем Карна покидает своих родителей-шудр, которые отказались следовать за ним в его новый дворец. Фактически они отвернулись от своего сына, чем причинили ему большое горе. Перед уходом Карна попросил мать, чтобы она своими руками надела корону ему на голову – «чтобы ее тяжесть отныне всегда напоминала мне о том, что я потерял» (имея в виду ласку отца и матери). Конечно, мать не могла отказать и, заливаясь слезами, под печальную музыку сделала это.
Другой пример оттуда же – прежде чем пустить по реке корзинку с незаконнорожденным младенцем, принцесса украсила эту корзинку лотосами. С тех пор все лотосы всегда напоминали ей об утраченном ребенке, каждый раз приводя ее в смятение. А когда она впервые увидела своего уже взрослого сына, он – конечно, не зная, кто перед ним – совершенно случайно преподнес ей – барабанная дробь – именно лотос! Чем ранил ее в самое сердце.
То же самое можно делать на игре. Прощаетесь с другом? Совершите какой-нибудь символический жест в память этого прощания или обменяйтесь безделушками. Встречаетесь с любимой? Поднесите ей подарок, например, перышко птицы, и скажите, что пение этой птицы теперь всегда будет напоминать вам только об этом свидании. И так далее. Главное – проявляйте фантазию, а повод всегда найдется.
2. Индийское кино, особенно если это не любовная драма, а какой-нибудь исторический или мифологический сюжет, подчас сложно смотреть. Потому что чем важнее и кульминационнее происходящее на экране, тем оно будет… медленнее! Решается судьба мира, герой прямо сейчас должен выиграть или проиграть, умереть или выжить – и в любом варианте у этого будут какие-то катастрофические последствия… Конечно, именно сейчас нам добрых 300 секунд будут показывать подряд крупным планом всех участников сцены, и не менее чем по три раза. А потом еще общий план. И снова крупным планом всех главных героев, а потом всех второстепенных, которых не показали в первый раз. И только потом что-то начнет происходить. Но медленно – решающий удар или явление героя, которого все ждали последние двадцать пять серий, нам покажут в замедленной, ооочень замедленной съемке.
Конечно, все хорошо в меру. Но общий принцип нам пригодится: не спешите! Если происходит что-то важное, зрелищное, особенно если оно происходит публично, не суетитесь. Говорите медленно, четко, желательно подготовленными напыщенными фразами. Совершайте действия через небольшую паузу – чтобы все успели рассмотреть и понять, что происходит. Не допускайте «базара-вокзала» с заполошными метаниями, перекрикиванием друг друга и общей свалкой. Делайте все красиво. Работайте на публику.
3. Вернемся к тем самым крупным планам. Они в индийских фильмах довольно безыдейны, обычно нам показывают лицо героя, максимум – героя по пояс. Никакой движухи, никакого сюжета, просто портрет. Но насколько же он эмоционален! Герой в это время столько всего выражает лицом и взглядом, что последовательная смена кадров с разными героями (их лицами и взглядами) создает целый сюжет. Можно вырезать эти кадры, убрать звуковую дорожку – и даже если вы не видели все остальное кино, у вас уже будет несколько версий, о чем оно.
То же и в игре. Не стесняйтесь отображать лицом и взглядом, что вы чувствуете. Гипертрофируйте эти эмоции. Устанавливайте с другими игроками контакт глазами, задерживайте на них взгляд. Пусть это будет напыщенно и театрально – для масалы это только плюс.
Всех остальных эмоций это тоже касается. Не стесняйтесь их проявлять. Уж если плакать – так с восклицаниями и оседанием на землю на ослабевших ногах. Уж если ликовать – так опять же с криками радости (не слишком торопливыми и максимально внятными), широкими жестами руками, смехом и пританцовываниями. И уж если вы кого-то любите или кому-то рады – искупайте в этой любви и радости весь мир, пусть никто не сможет не заметить этого.
4. В эпические моменты говорить надо эпически. В индийском кино очень любят метафоры.
«В куче угля и алмаз принимают за уголь»
«Мышь может сбежать, если прогрызет ловушку зубами. Бегство - достойно мыши»
«Придорожная пыль может мечтать о солнце, но ее мечты не делают солнце ближе»
«Однако солнце освещает и дворец, и лотос, и придорожную пыль. Оно никому не отдает предпочтения»
И так далее.
Что это значит на игре? Больше метафор! Еще больше метафор! И еще больше метафор. Употребляйте их к месту и не к месту – метафорами может сыпать и жрец, и царь, и мусорщик, это не связано с кастой. Придумывать метафоры сходу довольно сложно, может быть, имеет смысл подготовить хотя бы несколько удачных фраз заранее. Тем более что индийская метафора подразумевает весьма широкие толкования, как вы видите в примерах выше, и несколько удачных заготовок выручат вас в любой возможной ситуации.
При этом, конечно же, как мы уже сказали, не надо суетиться. Сделайте паузу, говорите громко, чтобы все вас услышали, четко артикулируйте. Затем сделайте паузу, чтобы все обдумали ваши слова. Будьте максимально эпичны, апеллируйте к общим концепциям мироздания – не говорите «я» и вообще поменьше говорите о своих конкретных проблемах. Сразу переходите на обобщенный философский уровень, это добавит вашему мнению значимости.
Примеры:
Неправильно: «Вы меня ущемляете только потому, что я шудра? Да я! Да вы!..»
Правильно: «Цветок лотоса для подношения господу Шиве выбирают за его красоту, а не за место, в котором он вырос»
Неправильно: «Что-то ты зазнался. Думаешь, раз выпендрился, так теперь лучше нас стал?»
Правильно: «Высокомерие уничтожает доблесть так же, как ртуть разъедает золото».
Особенно круто, если вам выкатили метафору, а вы смогли ответить метафорой в том же стиле. Например: «Да, ртуть разъедает золото. Но не железо».
5. Один момент, которому не всегда придают значение, а меж тем для масалы он крайне важен: истовое – даже не так, ИСТОВОЕ – почитание героями родителей. Особенно матерей – сыновьям и отцов – дочерям. Класть цветы к их стопам, заваливать комплиментами (без сексуального подтекста – сравнивать мать с царицей, богиней, солнцем) – и подарками, класть голову на колени, угождать.
6. Еще один способ «остановить мгновение» и сделать любой, самый обыденный момент масальным: почаще пользоваться проклятиями, клятвами и мелкими пророчествами. Желательно, конечно, чтобы момент соответствовал, проклясть человека, с которым вы не поделили половину лепешки, все-таки будет излишне. Но если вы перешли на личности и наговорили друг другу метафор – вот тогда уже можно.
«Клянусь святой любовью моей матери к своему сыну, что ни словом, ни делом не причиню вреда моему другу». «Придет день, когда мы встретимся...» (отличный вариант пророчества, вы не находите?) И так далее. Повод всегда можно найти. Для нагнетания пафоса подкрепите свое заявление каким-нибудь театральным жестом: бросьте под ноги и растопчите цветок, наглядно изломайте прутик, который вертели в руках, указуйте перстом на того, к кому обращаетесь. Главное, как и во всех предыдущих пунктах – не суетиться при этом.
Подводя итог всему сказанному, выразим четыре принципа игры в «масалу», которые стоит постоянно помнить.
– Не теряй бдительности, будь готов к пафосу. Любой момент может оказаться удачным для символа, проклятия, пророчества или клятвы.
– Красивая метафоричная речь – сокровище, доступное каждому, от царя до мусорщика. Не пренебрегай им.
– Эмоции – это не суета и крики. Выражение эмоций – процесс вдумчивый и ресурсозатратный. Не спеши, не скромничай, а, напротив, гипертрофируй, акцентируй и играй на публику.
– И главное: здесь ты герой. Да-да, не статист, не фон, а самый что ни на есть главный герой фильма. Сделай свой фильм интересным для зрителя. Не забывай работать на камеру.

Посетите также мою страничку
hatsat.bget.ru/user/CarrollColston8/ открыть счет за рубежом белорусу
33490-+